Блог воспитателя: Елисеева Татьяна Валерьевна (высшая категория)
Мое жизненное кредо:
Работы прекрасней нет, не ищи!
И в этом признаюсь я честно:
Мне интересно работать с детьми
И детям со мной интересно!
Дети подготовительной группы активно участвовали в новогодней выставке поделок
Статья: Знакомство старших дошкольников с неживой природой
в процессе экологического воспитания.
В современном мире каждый человек должен владеть знаниями экологической культуры. Неотъемлемой частью в жизни человека, является взаимосвязь с природой. С самого рождения ребенок познает мир. Поэтому важно прививать основы экологической культуры с раннего детства.
Каждый из нас был ребенком и конечно помнит первые соприкосновения с природой: прогулки по лесу, купание в чистой реке, рисование мелками на асфальте, дуновение ветра, снег и град, луна и небо в звездах, веселье под теплым дождем, забег по лужам, любование радугой после дождя, смена времен года. Беззаботное и радостное детство позволяло верить в светлое будущее. Живая природа тесно переплетена с неживой природой. Это просматривается во всем: растениям нужна вода, почва, солнце. Животным нужен воздух и комфортная для жизни температура.
К сожалению современное поколение детей не может позволить себе, прикоснуться к первозданной красоте природы. Постоянное
вмешательство человека в природу, есть результат сегодняшней экологии: загрязненные водоемы, вырубленные леса, добыча полезных ископаемых, смещение климата исчезновение многих видов животных и птиц т.д. Человеку для жизни тоже необходимы объекты неживой природы: свет, чистая вода, солнце. Люди научились добывать природные ресурсы: камни, песок, нефть, драгоценные металлы. Все это способствовало лучшей жизни человека, но к большому сожалению нанесло непоправимый вред экологии.
В настоящее время, одной из важнейших задач человечества, является повышение уровня экологической культуры человека. Правильнее всего начинать повышать экологическую культуру с раннего детства.
Экологическая культура- это целая система экологического воспитания детей, становление осознанно-правильного отношения к природе, включающее множество компонентов. Необходимо стимулировать интерес ребенка к
природе, тем самым повышать экологическое сознание. Важно ребенку показать пример, как надо вести себя в природе, чтобы ребенок оценил поведение человека и высказал свое мнение, научился сопереживать и делать выводы.
Одним из элементов экологического сознания является потребность в общении с природой. Это своеобразный старт развития основ экологической культуры ребенка.
Еще одним элементом является необходимость ставить детей в разные ситуации, чтобы ребенок учился сам найти выход из ситуации, приобрел опыт и старался сам познавать мир. Наша задача помочь ребенку, подсказать, помочь и поддержать в той или иной ситуации.
В дошкольных учреждениях экологическое воспитание стало одним из главных
для детей.
Анализируя знания детей по экологическому воспитанию, мы пришли к выводу, что необходимо уделить больше внимания экологическому воспитанию. Поэтому по экологическому воспитанию детей мы решили взять за основу проектную деятельность. Способ организации деятельности построен на основе интересов детей, а так же участии детей на всех этапах реализации проекта. Все это способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, тем самым как бы подталкивая детей к самостоятельному получению новых знаний.
Проектная деятельность состоит из нескольких этапов работы, где дети проявляют свое творчество, мышление, сообразительность, самореализацию и самовыражение.
Первый этап - подготовительный. На первом этапе мы подготавливаем развивающую среду, выявляем уровень знаний по заданной теме, определяем сроки проведения проекта.
Второй этап - основной. Здесь идет совместная работа детей с воспитателем
работа воспитателя с родителями ( поручения, выполнения заданий, активное участие).
Третий этап - заключительный. Здесь проводим анализ результатов своей работы с детьми, родителями.
Одним из видов проектов, которые мы используем в дошкольном учреждении является - исследовательский. Дети - это маленькие исследователи, которые каждую минуту открывают для себя что-то новое.
В.. А. Сухомлинский считал, что вводить детей в окружающую природу надо так, чтобы каждый день ребенок чувствовал себя исследователем, открывал для себя что-то новое.
Целью нашей проектной деятельности является: формирование у старших дошкольников экологических знаний и представлений о неживой природе.
Чтобы реализовать данную цель с детьми старшего дошкольного возраста, мы использовали проектную и опытно-экспериментальную деятельности.
Задачи: формировать любовь к родному краю, к неживой природе и ее свойствах, бережному отношению к природе. Создание и пополнение предметно-пространственной среды.
В ходе ознакомления дошкольников с неживой природой, следует обращать внимание детей на красоту вокруг: чистое небо, яркое солнце, осадки в виде дождя, снега. Знания полученные детьми постоянно пополняются и закрепляются на занятиях.
Например при изучении воды, обратить внимание детей на ее состояние. Вода кипит и превращается в пар. При замерзании превращается в лед. Дошкольники учатся определять устанавливать простые связи в природе. Например вода после дождя собирается в луже, а потом и во все исчезает. Вся деятельность проходит под строгим контролем и участием воспитателя.
В своей работе мы реализовали следующие проекты: «Радуга-дуга», вместе с детьми проводили эксперименты получения цветов радуги, а так же нарисовали «Знаки поведения в природе», «Волшебные превращения», «Юные эколята» ребята вступили в ряды юных эколят-защитников природы, «Скорая помощь природе», «Огород на окне», «Вода-водица», «Камни», Ребята были очень активными, придумывали различные плакаты, памятки и листовки, объясняли ребятам других групп как нужно вести себя на природе.
В ходе работы ребята учились собирать и обобщать факты, анализировать, делать выводы, подводить итог. Одним из основных методов нашей работы было наблюдение на прогулке, в группе. Наблюдение подразумевает постоянное общение ребенка с природой. Одним из любимых проектов детей стал проект «Цветочная клумба». Работа началась еще ранней весной, когда дети высевали семена цветов на рассаду. Затем высаживали рассаду в клумбы и ухаживали за ней. Дети с большим интересом поливали, пололи и оберегали свои растения, сопровождая все это множеством вопросов: что такое почва и из чего она состоит, почему листики зеленеют, зачем пчелки садятся на цветы и т.д.
На территории детского сада создана экологическая тропа, максимально приближенная к природе. Объектами тропы являются мхи, грибы, старый пень, лекарственные растения, плодовые кустарники, птичьи гнезда, деревья, клумбы, мини огород, небольшой водоем, дорожка из разных камней и прутиков, небольшая метеостанция. Дети с огромным удовольствием участвуют в проектах, связанных с экологической тропой.
Не мало информации дети черпают из справочников, энциклопедий альбомов о природе и познавательных фильмах, которые собраны и находятся в уголке природы и экспериментирования. Все эти знания идут в копилку экологического воспитания детей.
Огромную роль играет предметно-пространственная среда. Все что окружает ребенка влияет на познавательную активность. В нашей группе есть мини-лаборатория и уголок природы, где дети проводят эксперименты и опыты с разными материалами. У нас есть коллекция разного вида камней, сыпучие материалы(сахар, соль, крупы, песок, гравий), различные металлические, деревянные и резиновые предметы, посуда для проведения опытов и экспериментов( пробирки, стаканчики, пипетки, тарелочки и т.д.), наглядный материал. Дети с удовольствием участвуют в просмотре познавательных фильмов по проектору.
Для ознакомления дошкольников с неживой природой так же мы используем в своей работе: экологические игры, раздаточный материал, коллекции тематических картинок, чтение экологических сказок, лэпбуки.
В работе над проектами мы привлекаем родителей. Они стараются участвовать во всех экологических акциях и мероприятиях: изготовление кормушек, посадке рассады, создание мини огорода, подготовке к экологическим праздникам, создание экологической тропы.
В результате реализации проектов по ознакомлению дошкольников с неживой природой, у детей расширяется кругозор, развивается познавательная активность, дети узнают много нового и полезного для себя. В ходе данной деятельности происходит общение детей друг с другом. Они проявляют взаимопомощь, уважение друг к другу, стараются самостоятельно решать поставленные задачи. Дети учатся сравнивать, анализировать, делать выводы.
Только от взрослых зависит каким вырастит ребенок. То что мы вложим в него с самого детства, научим не только брать у природы, но и заботится о ней, оберегать и сохранять ее, с тем багажом знаний и умений ребенок шагнет во взрослую жизнь.
Как подготовить ребенка к посещению ДОУ
Занятия ФЭМП с детьми 4–5 лет «Что должен знать и уметь?»
Ребенка в возрасте 4-5 лет понемногу необходимо подготавливать к школе. Математика один из базовых предметов в школе, успеваемость по этому материалу может повлиять на достижения в других предметах в дальнейшем.
Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?
Ребенок четырех-пяти лет должен :
-Знать элементарные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
-Уметь считать до десяти и узнавать на глаз цифры от нуля до девяти.
-Уметь расставлять цифры от одного до пяти как по порядку, так и в обратной последовательности.
-Ориентироваться в расположении предметов: где право, лево, верх, низ, перед, зад.
-Знать и различать время суток и времена года.
-Учиться правильно писать цифры.
-Уметь сравнивать : что больше, что меньше, а что поровну.
-Знать значение слов : высокий – низкий, широкий – узкий.
Методы и периодичность проведение занятий с малышами.
Существуют четыре метода обучения детей дошкольного возраста.
Один из распространенных методов проведения занятий — демонстрационный метод. Методическим приемом демонстрационного метода считается показ. Но при показе необходимо соблюдать ряд требований:
-краткость;
-четкость;
-выразительность речи;
-согласованность действий и слов.
Детское образное мышление очень развито в возрасте 4-5 лет, поэтому данный метод часто используется в дошкольных учреждениях. Этот метод требует наличия демонстрационного материала:
-картинки;
-карточки;
-мультфильмы;
-игрушки;
-живой материал: листья, ракушки, шишки, фрукты;
-слайды и другое.
Игровой метод — это один из часто используемых приемов обучения в детских садах. Выше уже было отмечено, что с помощью игр ребенку легче освоить нелегкую для него тему. Но также данный метод формирует у ребенка творческое мышление и развивает воображение. Сюда можно включить игры, как коллективные, так и индивидуальные, распределение по ролям, воображаемые сюжеты, ситуации, требующие того или иного решения.
Что поможет дошкольникам в изучении математики?
Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:
-детские игры с математической тематикой;
-демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
-упражнения в тетрадях и т. д
Подвижные игры.
Хотите весело провести время компанией или организовать досуг детям? Научите их самым интересным подвижным играм, в которые сами играли в детстве! Сегодняшняя подборка не оставит равнодушным никого. Это самые интересные и популярные игры для детей на улице! Так же в них можно участвовать и взрослым. Вы даже не заметите, как быстро и весело пролетит время. А сколько пользы. Навыки общения в команде, физическое развитие, меткость, смекалка и многое другое. А в некоторые игры можно играть и одному, тренируя свою выносливость.
Правила игры «Тише едешь – дальше будешь»
- Выбирается ведущий с помощью считалки. Он встает на одном конце площадки, остальные игроки на другом. Чем больше расстояние между ними, тем лучше (30 – 50 метров).
- Ведущий отворачивается от игроков и кричит «Тише едешь, дальше будешь. СТОП!»
- В это время все игроки бегут к ведущему. После слова «СТОП» они должны остановиться. В это время ведущий поворачивается и, если замечает, что кто-то из детей не остановился, отправляет его на старт.
- Когда кто-то из детей добежит до ведущего и дотронется до него, все бегут к старту. Новым ведущим становится тот, кого поймает предыдущий.
Правила игры «Колечко, колечко – выйди на крылечко»
- Ведущий берет кольцо или другой похожий предмет и зажимает его между ладоней.
- Остальные игроки садятся в ряд на лавочку и вытягивают свои ладони.
- Ведущий подходит к каждому поочередно и проводит своими сложенными ладонями с кольцом по ладоням каждого игрока. Стараясь незаметно вложить кольцо одному из них. Все игроки закрывают ладони так, чтобы никто не догадался у кого кольцо. В результате каждый подозревает каждого.
- Затем ведущий отходит в сторону и произносит фразу «Колечко, колечко – выйди на крылечко». Тот игрок у кого находится кольцо должен выбежать, а остальные удержать его на лавочке, если догадаются кто это и успеют.
- Тот, кто вырвался становится ведущим. В противном случае ведущим остается прежний ребенок или взрослый.
Правила игры «Салки»
- Выбирается ведущий (по жребию или считалке)
- Определяется зона действия игры.
- Ведущий бегает за игроками и старается их поймать.
- Если он дотрагивается до кого-то, этот ребенок считается «засаленым». Он встает, широко расставив руки и кричит «Чай-чай, выручай!»
- Остальные игроки стараются дотронуться до него и «рассалить», а также не попасться в руки ведущему
- Ведущий не отходит далеко от «засаленого» и старается поймать как можно больше игроков.
Правила игры со скакалкой «Рыбак и рыбка»
- Ведущий (рыбак) берет скакалку за один конец и начинает вращаться вокруг себя. Другой конец скакалки должен касаться земли или пола.
- Игроки (рыбки) выстраиваются вокруг ведущего.
- Они должны не попасться рыбаку. Для этого нужно подпрыгивать всякий раз, когда скакалка подлетает к ним.
- Если скакалка коснулась «рыбки», значит нужно выйти из круга. Тебя поймали.
Развитие мелкой моторики дошкольников.
Конспект НОД с детьми старшей группы.
Тема: Познавательное развитие с элементами опытно-экспериментальной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель:
формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- развивать исследовательские способности детей через опыты и
эксперименты;
- расширять знания детей о свойствах продуктов;
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Словарная работа
Обогатить словарь детей словами: опыты, лаборатория, эксперименты.
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, игры-исследования, опыты.
Оборудование: прозрачные стаканы, расти
тельное масло, соль, сырые яйца, вода, пластилин, миски, пл. ложечки, салфетки.
Повторить с детьми технику безопасности во время проведения опытов.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы (белка)
Воспитатель: -белка приглашает нас в свою лабораторию. Но чтоб до нее добраться надо преодолеть реку. На чем можно преодолеть? (ответы детей)
1 Опыт
Воспитатель: возьмем кусок пластилина и опустим в миску с водой. Кусок пластилина утонул. А теперь давайте сделаем из куска лодочку и опустим на воду и по наблюдаем. Почему лодочка не тонет? (ответы детей).
Вывод: в лодочке находится воздух, а воздух легче воды.
-Отправляемся дальше. Белка для нас приготовила интересные опыты.
2 Опыт
Воспитатель: перед вами миска с водой и сырые яйца. Я попрошу вас опустить яйца в чистую воду, что произошло? Они утонули. А теперь добавьте в воду много соли и размешайте. Посмотрите яйца всплыли на поверхность воды. Почему?
Вывод: плотность соли выше чем плотность воды.
3 опыт.
Воспитатель: ребята подходите к столу, что вы видите? (ответы детей). На столе стаканы с водой и стаканы с маслом. Как вы думаете что легче вода или масло? Давайте проверим. Выливайте масло в воду. Масло осталось на поверхности.
Вывод: масло легче воды.
Воспитатель: молодцы ребята справились с заданиями белки. Она вас хочет угостить сладкими подарками.